Новости
13.05.2019
Акселератор от Сбербанка, или как на стартапе набить меньше шишек
Завершила работу первая волна акселератора от Сбербанка и 500 Startups. Московская часть закончилась в феврале. На май запланирована обучающая поездка представителей семи команд в Кремниевую долину.
Задача акселератора в том, чтобы дать возможность стартапам пройти этап становления и «набивания шишек» максимально быстро. Как правило, на это уходит один-два года. Однако под руководством менторов и специалистов, которые щедро делятся своим опытом и знаниями работы в технологических компаниях, этот путь можно пройти с меньшими потерями.
Общая стратегия заключается в том, чтобы смотивировать фаундеров на создание большего количества жизнеспособных проектов и быстрое отсеивание бесперспективных идей.
Почему именно Кремниевая долина?
Несмотря на то, что в России существует большое количество талантливых IT-специалистов, пока все еще ощущается существенный недостаток компетенций именно в направлении бизнес-реализации идей.
Акселератор и фонд 500 Startups, в свою очередь, имеют преимущества перед другими программами вследствие того, что занимается инвестициями по всему миру. Благодаря этому он смог обеспечить российских стартаперов не только экспертной оценкой, но и важными международными контактами.
В прошлом году 500 Startups стал лидером по количеству сделок на ранних этапах развития и занял вторую позицию по числу экзитов.
Принципы отбора
Конкурс заявок при поддержке Сбербанка был объявлен в августе. Главной его задачей должен был стать поиск новых компаний для пополнения Экосистемы банка. Всего за два месяца стартапы нужно было проверить на рыночный спрос. При этом в нетворкинг должен был войти не только Сбербанк. Поэтому в программу были приглашены другие российские корпорации, среди которых – S7, «Ростелеком», АШАН, «Магнит» и другие. Сюда же вошли инвестиционные фонды, такие как RTP Partners, Orbita Capital, AD.RU.
Отбор шел по следующей схеме:
· Анализ заявок, интервью с командами.
· Выбор потенциально интересных Экосистеме проектов, оценка компетенции.
· Сбор мнений от корпораций и фондов относительно их заинтересованности в стартапах.
На основе полученных баллов были выбраны 30 команд, которые вошли в акселератор. Он стартовал 26 ноября.
Бизнес-модель
Акселератор достаточно часто позволяет изменить в целом подход к реализации проекта. Например, компания Yorso решила вместо поставок рыбы большому количеству маленьких фирм сосредоточится на крупных клиентах. Команда Airbnb переформатировала проект под направление аренды отпускного жилья полностью.
Выход на международный рынок
Многие российские производители зачастую ориентируются исключительно на отечественного потребителя. Например, команда ViewApp предложила мобильный сервис, который позволяет защитить страховщиков от мошенников. Благодаря помощи трекера команде удалось найти аналогичный продукт в США, и теперь они пробуют найти клиентов также на этом рынке.
Продвижение бренда
Здесь очень важно учесть два момента:
· правильно охарактеризовать суть проекта;
· использовать силу бренда.
В отношении первого нужно обратить внимание на используемые слова. Они должны быть не только понятны, но и интересны потенциальному инвестору.
Кроме того, в рамках акселератора имеет смысл использовать авторитет Сбербанка и 500 Startups. Инициативы, презентуемые в этом проекте, как минимум привлекут к себе внимание.
Для усиления этого эффекта команды имели возможность рассказать о себе в ходе Демо-дня. Это специальное мероприятие, на котором можно было запитчить продукты перед представителями крупных корпораций. Они имели возможность стать менторами команд для того, чтобы впоследствии адаптировать проект стартапа под собственные интересы и потребности.
По итогу Демо-дня некоторые предложения перешли в форму пилотных проектов. В ряде случаев были заключены соглашения о сотрудничестве.
Следующий шаг
В настоящее время семь лучших команд готовятся к поездке в Кремниевую долину, где им предстоит пройти второй этап акселерации – Silicon Valley Exchange Program. Их задача – привлечь внимание американских компаний и инвесторов.